Рынок поддельных запчастей: масштаб, опасность, пути решения


Треть автокомпонентов на вторичном рынке России - контрафакт, согласно исследованию OSRAM и «ТИАР-Центр»

● Доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составляет порядка 31%
● Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году
● Текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн
● Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.

«ТИАР-Центр» провел исследование по распространению контрафактной продукции на российском рынке автозапчастей, инициатором которого выступила компания OSRAM в рамках стратегии по борьбе с подделками. Исследование в формате PDF доступно для скачивания по ссылке.

Само исследование и пресс-конфернецию по его результатам поддержали представители компаний DENSO, «Лада Имидж», агентство по борьбе с контрафактом REACT и адвокатское бюро «Шевырёв и партнёры».

По данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищенных товарных знаков приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно 2/3 от общего объема контрафактной продукции.


Самые популярные подделки – это «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, тормозные комплектующие, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. В зоне риска оказываются автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий.

Высокий спрос на использование контрафакта обоснован стоимостью подделок: в среднем контрафактные детали на 30 - 50% дешевле оригиналов, а также степенью толерантности к контрафакту в обществе.
«У нас в компании выстроена целая система по борьбе с контрафактом, ведь использование некачественных подделок может привести не только к финансовым потерям из-за поломок автомобиля и проблемам на этапе технического обслуживания после истечения срока гарантии, а также к аварийным ситуациям на дорогах из-за искажения освещения. То есть можно сэкономить незначительную сумму здесь и сейчас, а потом потратить в разы больше на решение проблемы. Кроме того, нас заботит экологический аспект, так как контрафактная продукция выходит из строя гораздо быстрее», - отмечает Артем Нуриахметов, менеджер по продукту OSRAM.

Безопасность на дороге

Контрафактные детали производятся с серьезными нарушениями стандартов качества, так как используются более дешевые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению автомобиля, что влечет за собой значительные финансовые потери.
Отдельный вопрос – безопасность участников дорожного движения. Так, исследование подтверждает, что оборот контрафакта статистически связан с ДТП из-за технических неисправностей. Например, коэффициент корреляции между количеством ДТП из-за неисправности внешних световых приборов и объемом контрафакта на рынке ламп составляет 0,96.

Экологический аспект

При производстве некоторых компонентов используются вещества, требующие особого обращения, в том числе на этапе утилизации: использованные ксеноновые лампы из-за содержания ртути относятся к I-му классу опасности отходов (наиболее опасные), использованные свинцовые аккумуляторы – ко II-му классу. Поскольку подделки служат существенно меньше оригинальных, их применение значительно увеличивает объем опасных отходов. К примеру, только текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн.
Кроме того, поддельные детали могут влиять на эффективность автомобиля в целом: несоответствующие стандартам компоненты двигателя могут привести к увеличению расхода топлива до 15%, а значит и к увеличению выбросов СО2 и токсичных веществ (угарного газа, оксидов азота и других).
Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.


Социально-экономические риски

Незаконный импорт и производство контрафактных компонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.

Инициативы по борьбе с контрафактом

Государственная стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период 2020 г. и плановый период до 2025 г. предусматривает совершенствование законодательства, мониторинг ситуации на рынке, а также вовлечение покупателей в борьбу с контрафактом.
Активно к решению этой проблемы подключаются автопроизводители и поставщики комплектующих, которые вместе с государственными органами проводят систематическую работу по выявлению и пресечению оборота контрафакта. Также, компании вовлекают в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции перед приобретением. Например, программа Osram Trust.

Рекомендации

На основании анализа трендов и консультаций с экспертами в процессе проведения исследования были отобраны два блока мер, способных сократить долю контрафакта на российском рынке автокомпонентов.

Первый касается стратегического государственного целеполагания и нормативно-правового регулирования отрасли. Так, участники исследования предлагают:
● выделить и приоритезировать категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»,
● сделать участие производителей в ЦРПТ опциональной для поддержания ценовой конкурентоспособности,
● ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта по соглашению сторон.

Второй блок включает конкретные меры, которые можно начать реализовывать уже при текущей регуляторной рамке, то есть обеспечить:
● выявление и закрытие лабораторий, продающих сертификаты соответствия,
● координацию оперативного взаимодействия между таможенниками ЕАЭС, использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности,
● привлечение Роспотребнадзора к мероприятиям по выявлению и пресечению оборота контрафактных автокомпонентов.



OSRAM – один из ведущих мировых производителей систем освещения с более чем 110-летней историей. Штаб-квартира компании находится в г. Мюнхене, Германия. Ассортимент продукции включает передовые решения, основанные на полупроводниковых технологиях. К ним относятся, например, системы с инфракрасным и лазерным светом, которые находят применение в самых разных областях, в том числе в виртуальной реальности, мобильных телефонах, автономных транспортных средствах и в интеллектуальном освещении зданий и городских пространств. В сфере автомобильного освещения компания — признанный технологический и рыночный лидер мирового масштаба. Штат OSRAM – 23500 сотрудников по всему миру, выручка в отчетном финансовом 2019 году (закончился 30 сентября) составила 3,5 млрд евро. Компания зарегистрирована на фондовых биржах г. Франкфурта и г. Мюнхена (ISIN: DE000LED4000; WKN: LED400; сокращение: OSR). Более подробная информация представлена на сайте www.osram.ru

“ТИАР-Центр” — независимый аналитический центр и консалтинговая компания. “ТИАР-Центр” подготовил ряд исследований по актуальным социально-экономическим проблемам, в том числе произвел оценку пищевых потерь и отходов в России, описал объем и каналы распространения контрафакта на российском рынке потребительских непродовольственных товаров.